ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1. Кто и что есть джойстик
Для начала разберем, что есть джойстик, что есть в нем и для чего он предназначен.
В общем случае джойстик есть рукоятка управления, подключаемая к компьютеру посредством USB или Gameport интерфейса, и предназначен для управления чем-либо в компьютерных играх. Т.е., основное определение джойстика в нашем случае является наличие у него самой рукоятки управления. В категорию джойстиков в общем случае попадают также геймпады, которым рукоятку либо заменяет крестовина, либо, как у дорогих моделей, у них имеются также ручки управления с плавным ходом. Но, тем не менее, даже дорогие геймпады относятся к несколько другому «жанру» и в данной статье не рассматриваются. Речь будет вестись именно о классических джойстиках. Плюс, также, в статье будут рассмотрены несколько других устройств, которые косвенно связаны с джойстиками и являются вспомогательными устройствами управления полетом.
Разберем, что же имеется в наличии у типового джойстика средней ценовой категории:
· рукоятка, плавно отклоняющаяся двум осям;
· курок и несколько кнопок – вместе с курком, являющимся первой кнопкой, их обычно в районе восьми;
· восьмипозиционный самоцентрующийся переключатель сверху джойстика, называемый хаткой и служащий в основном для смены направления взгляда в играх;
· рукоятка газа с плавным ходом, располагающаяся сбоку, спереди или сзади на основании, служащая для изменения мощности двигателя или скорости в авиа- и космосимуляторах;
· ось так называемого раддера (или рыскания) – третья основная ось, служащая в авиасимуляторах для управления горизонтальным рулем, а в космосимах в качестве дополнительной оси управления кораблем, если это реализовано. В основном раддер реализуется вращением рукоятки джойстика вокруг своей оси в небольшом диапазоне (порядка 15 градусов в каждую из сторон) и имеющим центрующую пружину. На некоторых моделях (например некоторые джойстики AVB) раддер реализуется центрующимся роликом, расположенным перед рукояткой на основании. Но в основном он реализован, как описано выше, вращением рукоятки вокруг своей оси, называемым твистом.
На некоторых джойстиках имеются сервомоторы для реализации обратной связи (различные эффекты вроде вибрации рукоятки, усиления или ослабления ее центровки, изменения ее центра и пр.), такие джойстики обычно стоят заметно дороже своих аналогов, обратную связь не имеющих, разница в цене обычно составляет приблизительно в полтора-два раза. В частности есть модели джойстиков с виброотдачей. Это упрощенный вариант обратной связи, когда сервомоторы заменяются вибромотором, сходным с мотором виброзвонка на сотовом телефоне. Эти джойстики относятся к промежуточному в функциональном и ценовом варианте между обычными джойстиками и джойстиками с обратной связью.
Основным предназначением джойстиков является управление в играх требующих точное позиционирование элемента управления – авиа- и космосимуляторах. Также, джойстики можно использовать и в автосимуляторах, но это довольно неудобно, тем более, что аркадные симуляторы сильно в нем не нуждаются, а в серьезных уже требуется руль. Основным преимуществом джойстика перед управлением с клавиатуры является возможность точного позиционирования элемента управления, чего на клавиатуре добиться нельзя.
Как уже сказано выше, основным диапазоном применения джойстиков являются авиа- и космосимуляторы, как наиболее требовательные к точности позиционирования. По моему субъективному мнению можно даже сказать, что наибольшее требование к наличию джойстика представляют именно авиасимуляторы с достаточно хорошо реализованной физикой. В некоторые из них играть без джойстика очень неудобно вплоть до полной потери играбельности.
Джойстики вполне применимы и в космических симуляторах, а также в играх, таких как, например, Aquanox 2 (игра на момент написания статьи уже изрядно устарела, просто она является неплохим примером), но с моей точки зрения на рынке просто нет соответствующих космо и прочих неавиасимов, которые однозначно бы нуждались в наличии джойстика. Хотя все равно играть на джойстике в космосим, особенно, если он не поддерживает управление с мышки, однозначно удобнее, чем с клавиатуры. Замечу также, что применение джойстика в 3Д экшенах, таких как Half Life 2, Dark Messiah of Might & Magic и прочих я не рассматриваю, т.к. использовать его для этих целей по меньшей мере неудобно – в 3Д экшенах для перемещения в значительно большей степени требуется быстрая реакция в управлении, чем точное позиционирование, а для прицеливания в таких играх мышь значительно более удобна, чем джойстик.
Также, скажу, что данная статья не преследует целью точно описать каждый из упомянутых в ней джойстиков. Она создана, чтобы привести сравнительные характеристики основных моделей известных производителей, чтобы вы, как покупатель, могли иметь представление, чем «тот джойстик на этой витрине лучше вон того на соседней» и какой из них больше подходит для ваших целей в соответствии со своей ценой, функциональностью и надежностью.
2. Рукоятка управления двигателем (РУД)
Это отдельная рукоятка под левую руку, наличествующая у более дорогих моделей джойстиков, на которой располагаются дополнительные кнопки и оси, не доступные на обычных моделях джойстиков, расширяющая функциональность устройства и увеличивающая общую реалистичность управления. Системы управления, имеющие отдельную рукоятку тяги, обычно относятся к категории HOTAS (Hands On Throttle And Stick – «руки на тяге и джойстике»), которая подразумевает, что теоретически данной системой можно управлять симулятором без использования клавиатуры, не отрывая рук от рукояток джойстика. Обычно на РУДе находится управление тягой, закрылками, триммерами, рулем направления и прочими вспомогательными системами. Часто на РУДе находится даже больше функций, чем на самом джойстике (который на таких системах управления носит название РУС – рукоятка управления самолетом).
3. Синхронные авиационные педали
В настоящем самолете для управления рулем направления используются педали. Они имеют специфичную особенность: когда вы нажимаете одну из них, другая, в свою очередь, идет в противоположном направлении. Эти педали связаны между собой поперечным «коромыслом», которое закреплено на оси в его центре. Эта специфика связана с тем, что отклонение руля направление в ту или иную сторону связано со степенью нажатия педалей в ту или другую сторону, если можно так сказать. Аналогично управление и на вертолете, только там педали (такие же – синхронные) в общем случае управляют так называемым шагом винта ротора, заставляя поворачиваться вертолет в горизонтальной плоскости.
Также, в некоторых самолетах было реализовано раздельное торможение колес, с вынесением управления на наклон педали. Т.е. кроме синхронного «хождения» вокруг центра поперечного «коромысла» педали также имеют и собственные оси наклона – при торможении педали не нажимаются, а скорее наклоняются вперед. Производимые сейчас серийно педали имеют три оси, хотя ранее встречались и одноосевые, которые имели только ось управления горизонтальным рулем.
Управление с помощью педалей в авиасимуляторе увеличивает реалистичность управления, не вводя в моторику управления ложных движений рукой на твисте или кнопке-качалке РУДа. Также, они увеличивают точность прицеливания, выводя ее на более высокий уровень относительно тех же твиста или кнопки-качалки, но при этом ухудшая отклик – «переложиться» твистом или качалкой в противоположную сторону можно гораздо быстрее, чем на более тяжелых педалях, имеющих большой ход. Педали не являются must have девайсом для любителя авиасимуляторов; более того, некоторые люди (особенно вирпилы - пилотажники) придерживаются мнения, что для них педали не нужны вообще, т.к. на твисте они значительно быстрее могут выполнять маневры, чем на громоздких педалях. Но, как я уже написал выше, педали для авиасимулатора, если не жалко на них денег (а стоят они довольно недешево) и места, – вещь очень неплохая.
Ниже я приведу принципиальную конструкцию трехосевых синхронных авиационных педалей, использующейся основными производителями:
Серым показано основание, желтым – механика, зеленым – центральная ось, вокруг которой «ходит» механика конструкции, около этой оси производится съемка значения положения педалей, малиновым – центрующая пружина, красным – направляющие полозья, синим – педали. На рисунке справа показаны педали, полностью нажатые «вправо». Также, нажата правая педаль тормоза, салатным показано расположение не нажатой педали. В основном, механику закрывают сверху кожухом, являющимся частью корпуса конструкции для придания более законченного и эстетичного вида модели.
НЕКОТОРЫЕ ЧАСТНОСТИ
В этой главе я рассмотрю некоторые технические нюансы, которые в основном будут интересны людям, более плотно увлеченным данной тематикой. Если вы себя к ним не относите, то можете сразу перейти к описаниям моделей.
1. Ход рукоятки и центровка
Рукоятка каждого джойстика отклоняется на свой максимальный угол, прежде, чем упереться в ограничитель в конечном положении. Для каждого джойстика этот угол свой. В принципе нет объективного мнения, что лучше, джойстик с большим ходом рукоятки или с меньшим, для каждого удобно по-своему, но в среднем предпочтение отдается моделям с большим ходом рукоятки. Больший ход рукояти дает большую точность прицеливания, а меньший обеспечивает возможность совершать более резкие маневры.
Центровка рукояти бывает одно- и двухосевой. Одноосевая создается с помощью одной, расположенной вертикально, пружины вокруг штока (центральной оси рукояти). Двухосевая – раздельной центровкой осей. Двухосевая центровка обеспечивает немного лучшее ощущение положения рукоятки, но это не имеет решающего значения при выборе джойстика.
Центрующее усилие. Это усредненная сила, требуемая для отклонения джойстика в стороны относительно центра. Сила центровки – дело вкуса. Кто-то предпочитает сильную центровку, кто-то слабую. Слабая центровка упрощает маневрирование в авиасиме, жесткая же позволяет точнее удерживать прицел. Также, обычно по конструкции джойстики имеют четко выраженный центр.
Чтобы сдвинуть рукоятку из центрального положения требуется приложить некоторое усилие для преодоления «трения покоя» – жесткости центра. Чем больше это усилие, тем более ярко выражен центр джойстика, чем оно слабее – тем проще совершать маневры в районе центрального положения. Конструктивно: чем меньше усредненное центрующее усилие, тем в среднем дольше живет механика джойстика. Таким образом, если у джойстика есть регулировка центрующего усилия, я бы не рекомендовал выкручивать ее слишком сильно, т.к. практически все выпускаемые джойстики имеют пластиковую механику, не отличающуюся большой долговечностью.
Для наглядности приведу различные варианты принципиальной реализации центровки:
Видно, что требуется некоторое усилие для того, чтобы сдвинуть рукоятку с места. Для моделей Сайтек это усилие несколько выше, что связано с особенностью реализации механики центровки (джойстики Сайтек используют одноосевую центровку), Кугар всегда отличался сильными центрующими пружинами, а джойстики с обратной связью в силу конструктивных особенностей имеют мягкий центр с плавным возрастанием центрующего усилия, что, с моей точки зрения, является наиболее удобным.
2. Количество кнопок на рукоятке
На типовом джойстике средней ценовой категории имеется в среднем от 7 до 12 кнопок. Хотя, чем больше кнопок, тем лучше, но я бы не советовал при выборе руководствоваться только лишь этим, т.к. у джойстика есть и более важные характеристики. Об этом более подробно сказано в описании моделей.
3. Датчики замера положения
Для замера положения рукоятки джойстика, тяги и других аналоговых осей джойстика в подавляющем большинстве моделей используются переменные резисторы с трущимся слоем. Т.е. при движении рукоятки джойстика поворачивается контакт внутри резистора, смещаясь по слою полупроводника и изменяя таким образом проходящий по цепи ток. Основной проблемой резисторов является то, что со временем слой полупроводника протирается почти в прямом смысле до дыр и резисторы начинают «шуметь» – выдавать ошибки положения, «дергаться» и терять калибрацию. Долговечность резисторов определяется каждой отдельно взятой моделью джойстика, т.к. в одном случае резистор джойстика подбирается на несколько лет эксплуатации, что обычно вполне достаточно, т.к. к тому времени уже изнашивается механика джойстика или у хозяина появляется желание купить новую более функциональную модель, в другом же случае резистор может начать «шуметь» через неделю-две эксплуатации, а это уже для среднестатистического джойстика неприемлемо. В среднем, резисторы подбираются с недостаточной долговечностью, т.е. конструктивно джойстик еще вполне годен к эксплуатации – механика находится в достаточно хорошем состоянии, кнопки нажимаются, но «шум» резисторов приводит джойстик в негодность. В такой ситуации помогает смазка WD 40, которую можно купить в автомагазине: достаточно капнуть на ось резистора и прокрутить его несколько раз, чтобы смазка по оси стекла внутрь и резистор будет годен к эксплуатации еще около полугода. Иногда резисторы заменяют на бесконтактные датчики Холла. Хотя, если нет желания с этим возиться, а у большинства потребителей его естественно и не появится, то проще купить новый джойстик. Вообще же, качество резисторов является немаловажным критерием при его выборе.
Кроме переменных резисторов имеется еще во всяком случае три метода замера положения элементов управления: аналоговая оптика, дискретная оптика и датчики Холла. Аналоговая оптика использовалась в нескольких джойстиках моделей Майкрософт, зарекомендовав себя довольно точной, надежной и практически вечной. К сожалению, эти джойстики были сняты с производства и более джойстиков на аналоговой оптике не выпускается. Дискретная оптика на сегодняшний день используется только в модели Cyborg EVO Force – джойстике с обратной связью от Сайтек. Плюсом данной технологии является ее, минусом же – довольно низкая точность устройства (порядка 110 положений на ось), что является конструктивной особенностью использования перекрывающих оптику шторок с замером количества «миганий». Эта технология использовалась в шариковых мышах.
Еще одной технологией замера положения является применение датчиков Холла. Это бесконтактные датчики, измеряющие положение в магнитном поле. Единственными серийными моделями, использующими эти датчики, являются модели Х52 и Х52 Pro от Сайтек. Прямых недостатков у этой технологии нет, датчики могут замерять положение рукоятки точно, но реализация в моделях Сайтека оказалась несколько неудачной: из-за конструктивных особенностей джойстика положение рукоятки замеряется не линейно, а по кривой, в результате чего около центре джойстик реагирует несколько вяло. Хотя, надо сказать, что основные симуляторы имеют настройки кривой отклика джойстика и посредством нее этот недостаток вполне устраним. Также, на Х52 Pro степень нелинейности несколько меньше, нежели на предшествующей ему модели Х52.
ОПИСАНИЕ МОДЕЛЕЙ
Ну что ж, давайте сначала определимся с основными производителями джойстиков, имеющимися сейчас на рынке. Ими являются Saitek, Thrustmaster, Genius и Logitech. Это наиболее значимые производители джойстиков. Существуют также джойстики, выпущенные под марками AVB, СН, Microsoft, Trust (не путать с Thrustmaster), Sven, Rockfire, Quickshot и еще некоторыми другими, но по большому счету мы их рассматривать не будем по причине их нераспространенности, малой известности или факта снятия с производства. Замечу только, что СН производит вполне достойные игровые манипуляторы, отличающиеся, правда, такой же не низкой ценой, но в России в рознице они не продаются (кроме Москвы, где есть магазин, являющийся официальным дилером СН) и доступны для заказа только через Интернет. Майкрософт же выпускала очень достойные джойстики, одна из моделей которой в некотором смысле превратилась в фетиш, который до сих пор разыскивают в разных уголках за большие деньги, несмотря на факт снятия с производства и прекращения поддержки; кстати, эта модель является единственной общепризнанной действительно долговечной моделью джойстика с обратной связью.
В обзор войдут джойстики из среднего и высшего ценового диапазона, джойстики начального уровня в данной статье не рассматриваются. Также, некоторые более дорогие модели имеют раздельные рукоятки РУС и РУД. РУС – Рукоятка Управления Самолетом (представляющая из себя сам джойстик), РУД – рукоятка управления двигателем (дополнительная рукоятка управления двигателем, увеличивающая удобство и функциональность системы управления). Данные устройства управления, называемые HOTAS (Hands On Throttle And Stick – «руки на тяге и джойстике») теоретически реализуют возможность полностью управлять игрой, не снимая руки с рукояток.
SAITEK
Линейка джойстиков Saitek представлена следующими основными моделями: Cyborg 3D Gold, ST290, Cyborg EVO, Cyborg EVO Force, X45, X52 и еще вот только появившегося на момент написания данной статьи X52 Pro. Джойстики фирмы Сайтек считаются одними из самых хороших по совокупным показателям для большого процента игроков, хотя изделия данной фирмы часто критикуют за многочисленные недоработки, характеризующиеся фразой «хорошая идея с сомнительным исполнением». Все джойстики от данной фирмы в описываемом ценовом диапазоне снабжены осью раддера (управления горизонтальным рулем для самолета), реализованной твистом (вращением рукоятки вокруг своей оси с центрующей пружиной) кроме модели Х45, в которой раддер реализован кнопкой-качалкой – так называемым «коромыслом». Все перечисленные джойстики поставляются с утилитой для программирования функций кнопок и осей – Saitek Smart Technology (SST). Одна из особенностей джойстиков от Сайтек – использование одноосевой системы центровки, что означает, что джойстик не имеет разделения по загрузке рукоятки по горизонтали и по вертикали – в среднем принято считать, что двухосевая загрузка обеспечивает более точное ощущение маневра, но критичным это не является.
1. Saitek Cyborg 3D Gold
курок
7 кнопок
рычаг регулировки тяги
2-е кнопки Shift
8-ми позиционный переключатель видов
вращающаяся рукоятка
Этот джойстик является несколько устаревшей моделью, но заслуживший неплохие отзывы за довольно высокую долговечность. Рукоятка приспособлена как для правшей, так и для левшей – регулируется перестановкой положения упора под руку, кнопки и регулятор тяги расположены парно по обе стороны ручки для сохранения симметрии джойстика и возможности использования джойстика как правшами, так и левшами. К достоинствам можно отнести довольно высокую долговечность, неплохую эргономику и достаточную функциональность для данной ценовой категории.
К недостаткам же относятся: несколько меньшее удобство рукоятки, чем у конкурентов, и спорное расположение кнопок на ней, в результате чего они имеют тенденцию к непроизвольному нажатию и несколько хрупкий курок. Также, на некоторых системах выявлены конфликты с операционной системой Windows XP, так что лучше в случае покупке договориться с продавцом о возможной замене джойстика какой-либо другой, если на вашей системе он поведет себя некорректно.
2. Saitek Cyborg EVO
4 оси, 10 кнопок, рычаг регулятора тяги
8-х позиционный переключатель видов
Вращающаяся рукоятка
2 кнопки Shift
Подходит для правшей и левшей
Рукоятка регулируется под размер руки
Регулируется головка рукоятки
Программируемый
Этот джойстик пришел на смену модели Cyborg 3D Gold. Он унаследовал достоинства предшественника, такие как: возможность регулировки под левшей и правшей и довольно высокую долговечность механики и резисторов.
Данный джойстик имеет еще более «техногенный» дизайн в сравнении с предыдущей моделью, ручка сделана тоньше (что, правда, не вызвало хвалебных отзывов, скорее наоборот), изменилось расположение кнопок – теперь на вершине рукоятки их стало 5, все под большой палец. На основании находится 6 кнопок – 3 по левую и 3 по правую сторону от рукоятки. Изначально они задуманы просто как вариант комбинаций кнопок для правши и их зеркальный вариант для левши. Но фактически все 6 из них являются раздельными кнопками, из которых две можно использовать как «шифты» для увеличения количества функций джойстика. Но с другой стороны, что для правши, что для левши, вторая тройка кнопок оказывается расположена на дальней стороне рукояти, что очень неудобно, так что и особо использовать их тоже не получится и для большинства операций придется довольствоваться лишь 9 кнопками. Т.е. фактическая задумка – это джойстик с 9 кнопками, а не с 12. В данной модели реализована система регулировок под индивидуальные особенности руки – несколько винтов, контролирующих наклон головки рукоятки, наклон нижних трех кнопок на рукоятке под хаткой (восьмипозиционным переключателем) и регулировки высоты подставки под руку. Этот джойстик, пожалуй, является наиболее часто встречающимся среди больших любителей авиасимуляторов, которые уже сменили по несколько различных моделей. Данный статус он заслужил как довольно удобный и, что не менее важно, долговечный девайс. Вероятно, я не ошибусь, что это самый «народный» джойстик среди истинных фанатов авиасимов. Недостатком же этой модели можно определить цену, процентов на 30-40 более высокую, нежели на аналогичные по ценовой категории модели у конкурентов.
Также стоит упомянуть модель Cyborg EVO Wireless. По-сути, это та же «Эва», только беспроводная. Этот джойстик имеет такую же функциональность, как и Cyborg EVO, но связывается с компьютером по радиоканалу через хостер - приемник, подключающийся к компьютеру по USB. Сам джойстик работает от аккумуляторов. Очевидным плюсом такого решения является возможность иметь перед глазами меньше проводов, которые при большом скоплении имеют свойство мешать и путаться между собой, но накладывает небольшое ограничение на сам джойстик: он имеет тенденцию «засыпать», в результате чего потребуется нажатие кнопки, чтобы он снова начал реагировать на пользователя.
3. Saitek ST290 Pro
3 оси, 6 кнопок, рычаг регулировки тяги
8-ми позиционный переключатель видов
Подходит для правшей и левшей
Рукоятка регулируется под размер руки
Драйвер в сети (диска в комплекте нет)
Подключение USB
По сути, эта модель является немного упрощенной версией модели Cyborg EVO. От последней отличается отсутствием кнопок на основании и меньшим количеством регулировок головки джойстика. Т.к. по конструкции джойстик является практически копией «Эвы» и имеет заметно меньшую цену, для некоторых пользователей, кому не слишком важны кнопки на основании (например, пользующих данный джойстик вместе с РУДом другого джойстика), возможно, он будет являться даже более предпочтительным, чем упомянутая выше «Эва» по причине заметно меньшей цены. Но на ST290 Pro в отличие от «Эвы» также недоступно программирование через фирменный софт, т.к. этот джойстик им не поддерживается. Также, существует модель ST290 без индекса Pro, отличающаяся отсутствием твиста рукояти. Цена на нее ниже, но совсем немного, поэтому брать таковой можно порекомендовать только людям, которые планируют использовать джойстик в комплекте с педалями или качалкой или берут джойстик для симуляторов где не требуется управление раддером.
4. Saitek Cyborg EVO Force
Единственный в мире джойстик с обратной связью с регулируемой ручкой
Регулируемый наклон головы ручки, а так же сама ручка позволяют удобно настроить джойстик для правшей и левшей
5 кнопок на рукоятке
8-ми позиционный переключатель видов
Поворот рукоятки вокруг своей оси (3D Twist)
Рычаг газа
Две кнопки «шифт»
4-е кнопки на основании
3-х позиционная регулировка ручки для большего удобства
Cyborg EVO Force является дальнейшим развитием джойстиков серии Cyborg. По расположению кнопок и других элементов управления он полностью совпадает с моделью Cyborg EVO, но в отличие от последней имеет функцию обратной связи. Обратная связь (Force Feedback – FF) – это технология, позволяющая добавить дополнительный элемент «ощущения» рукоятки – эффекты вибрации и усиление/уменьшение центрующего усилия (загрузки) рукоятки джойстика, что увеличивает, как говорят на Западе, « experience » от его использования. Как показала практика владельцев джойстиков, снабженных обратной связью, в контексте авиасимулятора – она нравится не всем. Кто-то уже не может летать без нее, т.к. она создает дополнительный «канал информации», сообщающей о скорости, попаданиях, срывах потока и пр., кто-то, наоборот, отключает ее после двух-трех дней как «баловство» или просто покупает данный джойстик из-за более совершенной механики и электроники, увеличивающих его долговечность. Тем не менее, обратная связь применяется не только в серьезных авиасимуляторах, существует, также, немало игр, ее поддерживающих – сюда можно отнести космические симуляторы и игры авиационной тематики, которые все же нельзя отнести к симуляторам. Обратная связь в этом плане – вещь довольно универсальная.
К интересной особенности данной модели относится применение дискретной оптики вместо потенциометров, которые используются для замера положения рукоятки. В отличие от обычных потенциометров, которые имеют тенденцию со временем выходить из строя, в результате чего джойстик в игре начинает как бы «дергаться», давая при плавном движении рукоятки несколько резкий и не соответствующий движению рукояти отклик в игре, оптика же условно вечна – в отличие от обычных потенциометров, применяемых в подавляющем большинстве джойстиков, она не подвержена износу. Недостатком использования такой технологии является большая дискретность отслеживаемых положений рукоятки за счет методики ее реализации, сходной с реализацией отслеживания перемещения в шариковых мышах. Типовой джойстик имеет 256 единиц «хода» рукоятки по осям. Практическая же точность рукоятки для данной модели составляет порядка 108-115 значений, что несколько снижает точность. Тем не менее, такая реализация замера положения является одной из самых точных по совокупным показателям и этот джойстик вполне можно порекомендовать любителям авиа - симуляторов как хороший, долговечный и функциональный девайс.
5. Saitek X45
Джойстик:
4 кнопки,
пуск ракеты
два 8-и позиционных переключателя
переключатель для мизинца
Регулятор тяги:
2 кнопки
4-х позиционный переключатель
2 оси управления
эмулятор мыши
Сочетание рукоятки и регулятора тяги обеспечивает реалистичное ощущение полёта
Объединяя традиционное содержание и настоящий авиационный дизайн, как рукоятка, так и регулятор продвигают процесс игры на качественно новый уровень, являя собой впечатляющий набор инструментов для выполнения самых сложных манёвров
Saitek X45 – до относительно недавнего времени являлся старшим в семействе джойстиков от Saitek до выхода модели Х52. В отличие от большинства джойстиков на рынке он является полноценной системой HOTAS. HOTAS (Hands On Throttle and Stick – «руки на рукоятке тяги и джойстике») – система управления, которая теоретически позволяет управлять авиасимулятором без использования клавиатуры, не снимая руки с джойстика и рукоятки тяги (отсюда и данное сокращение).
Весь джойстик, если можно так сказать, разделен на два основных элемента управления:
РУС – Рукоятка Управления Самолетом – сам джойстик, предназначенный непосредственно для пилотирования;
РУД – Рукоятка Управления Двигателем – рукоятка под левую руку для управления тягой и вспомогательными системами.
На РУСе расположены 5 кнопок ведения огня, кнопка Shift под мизинец, которая используется для программирования джойстика для увеличения максимального количества функций и две хатки: одна восьмипозиционная для обзора как и на большинстве джойстиков, другая программируемая четырехпозиционная. Твист (вращение рукоятки вокруг своей оси для управления горизонтальным рулем на самолете) на Х45 не предусмотрен, вместо него используется кнопка-качалка на РУДе.
На РУДе расположены 2 кнопки (одна из них носит официальный статус кнопки мыши, хотя напрямую ею не является), четырехпозиционная хатка под указательный палец с дальней стороны рукояти, трехпозиционный переключатель - слайдер, два вращающихся регулятора – «крутилки» под большой и указательный палец, трехпозиционный переключатель режимов – слайдер (позволяет запрограммировать несколько режимов управления, например, одну под истребитель, другую под бомбардировщик, третью еще подо что-нибудь и переключать эти режимы непосредственно в игре), эмулятор мыши (по-сути, 8-позиционная хатка, которая при установке софта от Сайтека при нажатии срабатывает на перемещение мыши) и кнопка-качалка, используемая вместо твиста. Таким образом, по количеству функций РУД Х45 имеет даже большее их количество, нежели РУС.
Некоторые элементы схожи с элементами управления, встречающимися в других старших моделях джойстиков, так что будет нелишним остановиться на них поподробнее. Эмулятор мыши является, как уже сказано выше, 8-позиционной хаткой, таким образом он является лишь набором кнопок, т.е. реакция курсора мышки на нажатие хатки будет дискретной – он начнет двигаться с постоянной скоростью до отпускания «мышеэмулятора». Трехпозиционный переключатель режимов позволяет запрограммировать кнопки джойстика в специальном софте для программирования от Сайтек таким образом, что в каждом из режимов эти кнопки могут соответствовать различным кнопкам клавиатуры или их сочетаниям и они становятся как бы дополнительными кнопками джойстика. Кнопка-качалка или коромысло: хоть и называется кнопкой, но это не кнопка, а ось, с помощью которой обычно производится управление горизонтальным рулем самолета. Она представляет собой перекладину с осью-креплением в центре, которую можно отклонять в две противоположные стороны, с автоматическим возвратом в центр с помощью пружин. Вращающиеся регуляторы (кремальеры, ротативные регуляторы, «крутилки») – дополнительные оси, сделанные для программирования на них наносимых на ось функций симулятора – закрылки, триммера, шаг винта. Их наличие является немалым плюсом всей модели, т.к. некоторые функции в игре удобно контролировать именно дополнительной осью, а не кнопками.
Теперь о совокупных эксплуатационных показателях. РУС имеет достаточно большой ход, что позволяет совершать довольно точное прицеливание, резисторы же, замеряющие положение рукоятки, достаточно надежны. РУС имеет однопружинную, как и у всех сайтеков, центровку. Центровку можно определить как довольно сильную. Сильная центровка рукоятки помогает прицеливаться в ситуациях, когда требуется совершать небольшие, но точные и выверенные маневры (например при прицеливании на большом расстоянии), но при этом мешает выполнять резкие виражи, что обычно является более актуальным. В результате бывает, что центрующую пружину поджимают или даже обкусывают, дабы центровка была более мягкой. Сама же рукоятка, к сожалению, не самая удобная для типовой руки. Причина этому банальна: ручка сделана под крупную руку. Т.е. людям с большой рукой или длинными пальцами она придется как раз впору, но для людей со средним или малым размером ладони процесс привыкания может закончиться покупкой другого джойстика в качестве РУСа (использование других джойстиков в качестве рукоятки самолета с сохранением РУДа Х45 очень даже нередкое явление). В данном случае я рекомендую при покупке джойстика взяться за рукоятку и по возможности оценить ее относительное удобство. Следует обратить внимание, лежит ли рука на упоре под нее и достает ли при этом большой палец до двух нижних кнопок на рукоятке.
РУД данной модели считается удобным. Даже более того, из джойстиков средней ценовой категории (до 200 долларов) данная рукоятка считается самой удобной. Единственным ее недостатком является то, что кнопка-качалка расположена довольно далеко под ручкой, и для управления ею приходится немного выкручивать руку относительно комфортного положения «лежания» на рукоятке. Но это, опять же, зависит от размера руки и длины пальцев. В среднем, если кнопкой-качалкой не пользоваться (использовать твист при замене РУСа Х45 на другой или пользоваться педалями), то РУД лежит в руке как влитой, причем, по моему мнению он будет удобно лежать в практически любой руке. Но РУД Х45 остается одним из самых удобных, даже если для использования кнопки-качалки руку придется снимать с упора. По функциональности же можно сказать, что она очень высока – количество элементов управления на ней очень внушительное и вполне достаточное для большинства игр. По функциональности он может конкурировать и с более дорогими устройствами. Но Х45 сейчас постепенно снимают с производства в пользу более новой и совершенной модели Х52.
6. Saitek X52
Кнопки с подсветкой и МФД – хорошо заметные при плохом освещении
Резиновые вставки и улучшенный дизайн позволяют насладиться игрой с комфортом и без усталости
Металлические детали в конструкции предают большую прочность и долговечность всей конструкции
Ручка (РУС):
Точный центрирующий механизм и бесконтактная технология в осях Х и Y, а так же центральная пружина загрузки улучшают точность и долговечность устройства;
Двухуровневый курок; две основные кнопки в одной удобной позиции;
Четыре кнопки, включая кнопку пуска ракет;
Кнопка «шифт» под мизинцем;
Два 8-ми позиционных переключателя видов;
Поворот рукоятки вокруг своей оси;
Трехпозиционный ротативный переключатель;
3 подпружиненных переключателя на основании;
5-ти позиционная система регулировки для подгонки ручки к размеру руки.
Ручка газа (РУД):
Две кнопки;
Дополнительная ротативная ось управления с кнопкой;
Кнопка-эмулятор мыши/переключатель видов с кнопкой;
8-ми позиционный переключатель;
Две ротативные оси управления;
Ползунок;
Сенсорные кнопки на основании для переключения профайла джойстика «на лету».
Появившаяся в 2004 году модель Х52 пришла на замену устаревшей модели Х45, совмещая достоинства предшественника с дополнительными функциями, такими как наличия МФД для отображения часов и текущего профиля, кнопок переключателей под РУСом, а также немного перенесенными относительно Х45 функциями, такими как раддер и переключатель режимов. Увеличилось количество кнопок (на каждой из «крутилок» на РУДе появилось по кнопке), трехпозиционный переключатель на РУДе превратился в ось - слайдер, появилась подсветка под большинством кнопок, отчего Х52 стал выглядеть еще солиднее своего предшественника, при этом, в общем, являясь его «ремейком» в более современном в плане дизайна и функционала исполнении.
РУС был переработан для обеспечения большего удобства, упор под руку стал регулируемым, что является довольно значительным преимуществом, т.к. в Х45 не каждая рука под его РУС подходила. Также, форма ручки немного изменилась, по моему мнению – в лучшую сторону, и появились резиновые вставки. Появился обхват для большого пальца, изменилась «макушка» джойстика, расположение кнопок и хаток на которой стало ближе к довольно народной модели Cyborg EVO. Ход рукоятки по сравнению с Х45 увеличился, хотя и рукоятка Х45 имела ход весьма немалый. По некоторым отзывам ход рукоятки Х52 даже несколько чрезмерный, хотя это все равно нельзя назвать недостатком.
На РУД появился МФД (Мульти - Функциональный Дисплей), на котором, как уже сказано выше, отображались часы и индикатор режимов, появилась возможность менять профили «на лету» с помощью специальной кнопки на РУДе и хатки РУСа. Изменилась форма кремальер - «крутилок», на них появились кнопки. Кнопка-качалка была убрана, за место нее стал использоваться твист (вращение рукоятки джойстика вокруг своей оси), а на ее месте появилось колесико - скроллер, выполняющий те же функции, что и скроллер мыши – прокрутка в двух направлениях и кнопка. Вообще же, при прочих равных условиях Х52 в очень многом сходен в предыдущей моделью – Х45.
Технологически Х52 стал первым джойстиком от Сайтек (да и, надо сказать, одним из первых серийных джойстиков в мире), где устанавливались магниторезисторы на осях вместо традиционных потенциометров – переменных резисторов с трущимся слоем. Таким образом, частично решалась проблема износа джойстика за счет истирания резисторов, увеличивалась точность наведения. Но с установкой магниторезисторов на эту модель у фирмы Сайтек не все вышло гладко. Первая серия джойстиков имела так называемую «мертвую зону» в центре – при отклонении рукоятки от центра в районе 1-1,5 см в игре это не имело никакого отклика. Это было связано с не очень верной конструкцией и подборкой датчиков Холла. В результате первые джойстики доводились до ума народными умельцами, а на форумах Сайтека было много возмущенных возгласов. Со временем эту проблему решили и от МЗ полностью избавились. Сейчас в продаже найти джойстик с данной проблемой уже нельзя. Но с датчиками Холла была выявлена и другая проблема – нелинейность отклика. Общий смысл заключается в том, что в игре реакция на отклонения джойстика не совсем линейна при линейном перемещении рукоятки: в центральной области реакция на движения рукоятки довольно слабая, усиливающаяся к краям рабочего хода. На мой взгляд эта проблема уже не столь «проблемная» как предыдущая, она обычно решается подбором кривых отклика в данной конкретной игре. Тем более что, как показала практика, некоторую нелинейность отклика выставляют в большинстве симуляторов и отклик любого джойстика в игре можно как смягчить, так и ужесточить. Также не всем понравилась совокупность использования кнопок и вращения рукоятки (твиста). Нажимать на некоторые кнопки при вращении рукоятки бывает очень затруднительно.
РУД Х52 несколько изменился и местами, к сожалению, не в лучшую сторону относительно предшественника. В основном это связано с менее удобной формой роликов ротативных осей и, периодически, с не совсем корректным поведением мышеэмулятора. Еще одним недостатком Х52 является то, что он имеет повышенные требования к питанию. Если ваша материнская плата на текущем блоке питания не в состоянии дать нужной «кормежки» Х52, то он будет иметь тенденцию к периодическому «выпадению», в результате его нужно будет отключать от USB и подключать заново.
Несмотря на немалое количество недочетов, из-за которых в частности про Сайтек сложилось мнение, что он любит почти гениальным идеям давать весьма сомнительное исполнение, модель Х52 вполне может назваться мечтой авиасимуляторщика - маньяка. По функциональности с ним может поспорить всего несколько моделей, а по совокупным показателям он является одним из лучших джойстиков высшего ценового диапазона, если не лучшим. Многочисленные отмеченные потребителями недостатки (я привел неполный список) часто являются скорее слишком высокими требованиями, которые начинают предъявлять к системе управления люди, которым к моменту покупки Х52 после смены нескольких других моделей джойстиков. Т.е. кого-то вполне устраивает обычная оптическая мышь, а кому-то жизненно необходима топовая по точности и эргономичности модель за 60 и более долларов и когда про обычные мыши он уже не может отозваться ни одним хорошим словом, хотя подавляющее большинство они вполне устраивают. Нередко даже бывает, что людей, уже чрезмерно «разобравшихся» уже не устраивает ни один промышленный джойстик, если не провести на нем большую серию доводок.
Данный джойстик можно порекомендовать к покупке тем, кому важны функциональность, точность и внешний вид устройства, но покупать систему управления за 400-500 долларов для которых – откровенный перерасход денег. Более того, Х52 вполне может на равных конкурировать и с более дорогими, чем он, моделями, нередко оставляя позади конкурентов как по функциональности, так и по долговечности.
Также надо заметить о выходе обновленной модели X52 Pro, которая не заменяет модель X52, а скорее является более дорогим вариантом данного джойстика, с немного улучшенной функциональностью и более дорогими конструктивными материалами, но на момент написания данной статьи этот джойстик только начал появляться в продаже и информации по нему пока недостаточно.
7. Saitek Pro Rudder Pedals
Солидная конструкция 3-осевых педалей максимизирует реализм в авиа-симуляторах
Плавный ход педалей
Самоцентрирующийся механизм педалей с регулировкой уровня жесткости
Подстройка педалей под любой размер стопы, не проскальзывающий материал
Точное управление рулем и торможением
Регулирование жесткости – позволяет выбрать нужное сопротивление педалей подходящее Вашему стилю полета
Высокое качество, металлические элементы конструкции
Программное обеспечение Saitek Smart Technology (SST)
До недавнего времени фирма СН являлась единственным серийным производителем синхронных авиационных педалей (до нее серийно педали выпускала Thrustmaster, но они уже давно сняты с производства). И вот недавно Сайтек наконец выступила конкурентом, представив на рынке свою модель. Данные педали имеют три оси: ось хода педалей – раддера и по одной оси тормозов на каждую педаль, реализованной через наклон вдоль оси хода. Педали имеют регулировку жесткости хода – центрующего усилия. Также, их можно программировать через стандартную сайтековскую утилиту, хотя что там вообще программировать, вопрос довольно интересный.
Из плюсов можно отметить большой ход педалей, наличие подсветки, дизайн в стиле Х52 – те же серебристый и черный пластик с голубым диодом подсветки. Однозначным плюсом является также наличие регулировки центрующего усилия.
К минусам относятся некоторая расхлябанность конструкции, когда элементы не очень хорошо сидят в своих пазах и факт довольно громкого пощелкивания шторок-пыльников при переходе педалей через центр, что лишает возможности играть в комнате, где кто-то спит. Хотя тут надо сказать, что и другие авиапедали (как СН, так и ТМ) имеют свойство стучать при переходе через центр, так что к недостаткам именно данной модели это можно отнести лишь постольку - поскольку – они несколько шумные, но от других в этом вопросе не отличаются. Эта модель поступила на рынок недавно и сказать что-то определенно о ее надежности пока не представляется возможным. Также, несмотря на заявленную в пресс-релизе Сайтека «демократичную доступную цену» стоимость устройства на текущий момент превышает стоимость иных не самых дешевых джойстиков, что тоже нельзя не отметить.
Данные педали можно порекомендовать практически всем любителям авиасимуляторов (для космосимов или авиааркад, например, они абсолютно излишни), причем я бы сказал, что они наиболее актуальны для симулятора Ил2, т.к. именно там имеются повышенные требования на точность прицеливания, которое педали и обеспечивают. Например, для симуляторов современной авиации они имеют меньшую критичность в плане результативности полета, хотя и добавляют реализма в ощущениях.
THRUSTMASTER
Фирма Thrustmaster является, пожалуй, самым старым производителем устройств управления. Она производила джойстики высокого качества еще во времена, когда некоторые симуляторы умещались на одну-две дискеты. В те времена TM делала довольно дорогие, но долговечные устройства, рассчитанные на симуляторщиков - профессионалов. Дешевых народных моделей в те времена я за ТМ не очень и помню, но тогда и самого класса «народных джойстиков» еще практически не было из-за относительно небольшой целевой аудитории – то, что было, имело цену порядка 8 долларов и отличалось соответствующим качеством. Впоследствии фирму TM купила Gullemot и с тех пор у нее появилась заметная тенденция к джойстикам более народного толка. Реплики джойстиков рукояток управления F16 и А10 в различных исполнениях сменились абстрактными игровыми рукоятками, цены на них снизились и в результате ТМ сейчас имеет довольно хороший ассортимент продукции низкой и средней ценовой категории. К сожалению, это было не сколько расширение модельного ряда, сколько переход в нишу, предназначенную для «усредненного» бюджетного потребителя. Недостаток перехода на типичную «попсовую» технику было снижение вместе с ценой качества и долговечности устройств.
Все джойстики ТМ используют переменные резисторы для замера положений, используют двухосевую механику центровки и поставляются с фирменным софтом для программирования.
1. Thrustmaster Fox2Pro
7 кнопок + 8-позиционный переключатель видов
Поворачивающаяся ручка с механизмом блокировки и регулируемой жесткостью
Эргономичный слайдер регулировки газа
56 программируемых функций
Технология Digital Integration™ для чуткого управления и точности маневрирования
Устойчивое основание с резиновыми опорами
Этот джойстик является, пожалуй, наиболее типовым, причем среди всех производителей. Он не отличается ни хайтековским дизайном Сайтеков, ни особой функциональностью наличия осей и кнопок. Типовой джойстик: 7 кнопок, одну из которых можно запрограммировать на шифт, 4 оси, хатка. Ход джойстика довольно небольшой (например, в сравнении с конкурентом Saitek Cyborg EVO), аккуратный дизайн, 4 кнопки на рукоятке и 3 на основании, твист (вращение рукоятки), рукоятка тяги. Сила центровки джойстика регулируется с помощью винта снизу основания джойстика.
Плюсом является, пожалуй, наибольшая среди прочих джойстиков данной ценовой категории эргономика. Джойстик удобен, пальцы достают до всех кнопок, расположение которых выбрано удачно. Наиболее сбалансированная по соотношению цена/качество модель для среднего покупателя.
Минусы: относительно невысокая долговечность в сравнении с Сайтеком (хотя Сайтек и дороже) и довольно короткий ход рукоятки. Последнее не является серьезным недостатком, но больший ход джойстика обеспечивает несколько большую точность прицеливания.
TM Fox2Pro является довольно неплохим за свои деньги и удобным, вполне рекомендуем к покупке. Конкурентом в данном ценовом диапазоне выступает Saitek ST290 Pro.
2. Thrustmaster Afterburner 2
8 программируемых кнопок + 8-позиционный переключатель видов
Поворачивающаяся ручка управления самолетом с механизмом блокировки
Регулируемая жесткость рукоятки джойстика
100% совместимость с Windows XP
Полноразмерный сектор газа с фиксатором положений Idle и Afterburner
До 60 программируемых функций
Этот джойстик является развитием идеи Fox2Pro с выделением управления газом на отдельную рукоятку (РУД), которую можно как отстыковать от джойстика и расположить на некотором от нее расстоянии (при расположении джойстика и рукоятки тяги по левую и правую сторону от себя), так и подсоединить обратно, что удобно при расположении джойстика в центре перед игроком.
Кнопки с основания джойстика перенесены на рукоятку тяги, также на ней добавлена еще одна, восьмая, кнопка. Также, на рукоятке тяги находится кнопка-качалка для управления рулем направления. При этом на джойстике имеется также и твист, что позволяет выбрать способ контроля руля направления – твистом или качалкой. Переключение между твистом и качалкой осуществляется с помощью переключателя на основании (т.е. одновременно работа и твиста и качалки невозможна – или-или).
Плюсом является наличие отдельной рукоятки тяги и возможность выбрать, что вам удобнее для управления – твист или качалка. Также, по совокупным показателям данный джойстик является, пожалуй, самым эргономичным из выпускаемых. Качалка на нем удобна, кстати, при прочих равных считается, что управление качалкой несколько удобнее и точнее твиста, хотя каждый в конечном счете решает это для себя сам. Также, один из плюсов – относительно невысокая цена (около 70 долларов).
Минусы данной модели: все так же не слишком высокая долговечность и низкая для устройства с отдельным РУДом функциональность. Теоретически, такой джойстик уже должен попадать в категорию HOTAS, на практике же его нередко называют «недохотасом» по причине отсутствия на нем достаточного количества элементов управления.
3. Thrustmaster Afterburner Force Feedback и Thrustmaster Force Feedback Joystick
Thrustmaster Afterburner Force Feedback
Регулируемая силовая обратная связь (Immersion® TouchSense™)
8 программируемых кнопок + 8-позиционный переключатель видов
Возможность программирования до 60 функций управления самолетом
Полноразмерный сектор газа с фиксатором положений Idle и Afterburner
Поворачивающаяся ручка управления самолетом с механизмом блокировки
Удобная увеличенная опора с резиновой текстурой для руки и резиновые накладки на ручке и системе управления газом
Thrustmaster Force Feedback Joystick
Регулируемая силовая обратная связь (Immersion® TouchSense™)
8 программируемых кнопок + 8-позиционный переключатель видов
Полноразмерный сектор газа с фиксатором положений Idle и Afterburner
Поворачивающаяся ручка управления самолетом с механизмом блокировки
Удобная увеличенная опора с резиновой текстурой для руки
Модели TM ABFF и TM FF Joystick являются копиями моделей TM AB2 и TM Fox2Pro соответственно. В отличие от исходных, в данных моделях реализована система обратной связи через сервомоторы, т.е. рукоятка джойстика будет «отвечать» в игре, поддерживающей обратную связь, в соответствии с происходящим на экране и вы сможете почувствовать «затяжеление» рукоятки при изменении скорости самолета, тряску ручки при стрельбе и попаданиях и прочие радости от наличия «обратки». В остальном же, как уже сказано, данные джойстики идентичны своим младшим аналогам. Единственным функциональным отличием TM FF от Fox2Pro является дополнительная кнопка на основании, наличествующая у джойстика TM FF.
Как я уже писал выше в разделе, посвященному моделям Saitek, обратная связь есть вещь хорошая и полезная, но не для всех. Кто-то играет только с ней, кто-то отключает как баловство через пару дней. С моей точки зрения обратка интересна как в более-менее простых играх, ее поддерживающих, – практически любая простая леталка или космический симулятор, да даже автосимулятор, если есть желание управлять в нем с помощью джойстика, так и полезна в серьезном авиасимуляторе при правильной настройке. Она не только реализует дополнительный «фан» от эффектов (и даже не столько это), но и создает еще один информационный канал для игрока, через который он может получить данные о сваливании в штопор, попаданиях и прочем, например триммирования самолета. Количество информационных элементов, привносимых обратной связью в игру ограничено только самой ее реализацией в игре.
Минусом реализации обратной связи именно в моделях от ТМ является то, что обратка не слишком «выразительна», если можно так сказать, а также то, что при активном использовании джойстик может довольно быстро износиться вплоть до поломки отдельных деталей механики. Особенно этот износ зависит от эффектов резких толчков и сильной вибрации, т.к. они оказывают наиболее сильное влияние на механику джойстика. При покупке TM FF или TM AB FF я бы порекомендовал иметь это ввиду и ставить силу обратки на в меру разумные значения, дабы обеспечить достаточную долговечность устройства.
4. Thrustmaster HOTAS Cougar
Полностью металлическое устройство, полный вес – порядка 9 килограммов
Высокоскоростное подключение через USB
28 программируемых кнопок и многофункциональных хэт - переключателей
Полноразмерная ручка управления двигателем с фиксатором положений Idle и Afterburner
Внутренняя память 16 Кб для быстрого доступа к раскладкам кнопок
Удобный интерфейс программирования в Windows
Самый дорогой и функциональный представитель семейства джойстиков от ТМ. Является репликой рукояток управления самолета Ф16, изготовлен из металла, имеет вес около 10 кг. Функциональность устройства даже без использования программирования трастмастеровским софтом, который может заметно увеличить функциональность устройства, является очень внушительной. В наличии есть и несколько хаток, и ротативных осей на РУДе, и трехпозиционных переключателей, и аналоговый мышеэмулятор, являющийся полноценным аналоговым двухосевым джойстиком. Также, под мизинцем правой руки располагается клавиша «шифт» для увеличения количества функций устройства при его программировании.
Кугар является ремейком более старой модели ТМ – Thrust Master Flight Control System + Weapon Control System. От нее визуально он не отличается, просто в отличие от первой из самых очевидных технических отличий он имеет подключение по USB (старые ТМ подключались по геймпорту и PS/2). В состав входит рукоятка самолета и подключаемая к ней рукоятка двигателя. Как я думаю понятно, педали в комплект не входят. Т.к. джойстик является копией управления Ф16, то, естественно, никаких твистов и качалок на нем не предусмотрено. Без педалей в авиасимуляторах, где требуется точное прицеливание (тот же Ил2), играть будет уже довольно сложно. Дело в том, что в те далекие времена, когда ТМ еще выпускала действительно качественные джойстики, она выпускала также и авиационные педали. На FLCS имелся разъем подключения педалей (он также имеется и на Кугаре), куда они и подключались, и управление становилось полноценным, но уже довольно давно ТМ педали с производства сняла. Из выпускаемых до недавнего момента авиационных педалей имели место быть только СН, которые часто и покупают вместе с Кугаром. Одной из проблем с педалями СН является то, что в розничной продаже они отсутствуют (кроме Москвы, где есть представительство СН) и доступны только заказом их через Интернет. В результате люди нередко изготавливают педали собственноручно, благо в плане электроники подключение их к тому же Кугару довольно безпроблемное и углубленных знаний не требует. Сейчас же в частности появились педали от Сайтек, которые постепенно появляются в свободной продаже в регионах и занимают эту пустующую нишу. В частности, могу отметить, что некоторое время назад налажено мало серийное производство хороших самодельных цельнометаллических педалей от ВКБ, заслуживших исключительно положительные отзывы за качество и долговечность. Они также доступны на заказ, но для желающих есть вероятность оказаться в очереди на приобретение, т.к. спрос превышает предложение.
Но педали, точнее их отсутствие, нельзя напрямую отнести к недостаткам Кугара. А недостатков у него тоже хватает, причем своих и неотъемлемых. Делая краткое лирическое отступление, скажу, что после покупки ТМ фирмой Гуллемот планка качества (имеется виду не качество изготовления, а именно качество на уровне заложенной в джойстик конструкторами долговечности) заметно снизилась, что отразилось как на младших моделях (но джойстики этой ценовой категории все особым качеством не отличаются), так и на самой их старшей модели. Основная проблема Кугара в том, что, видимо, в целях удешевления его механику упростили. Я уже тоже не смогу точно сказать, что и как было сделано в «докугарах», но в самом Кугаре механика изготовлена из силумина: можно сказать, «металлозаменителя» – кремнийалюминия. Изначально ТМ для топовых джойстиков подбирала пружины таким образом, чтобы обеспечить силу центровки эквивалентную таковой в реальной рукоятке Ф16. Это усилие довольно велико и, как результат, из-за высокой нагрузки на силуминовую механику она по прошествии времени начинает просто крошиться. Это приводит к появлению люфтов – свободного болтания рукоятки, причем их величина со временем увеличивается до того, что играть становится невозможно. Также, в джойстике стоят резисторы, которые тоже нельзя назвать долговечными. Через некоторое время эксплуатации они начинают «шуметь» – отклик джойстика в игре становится рваным, как будто вы не плавно ведете рукоятку, а дергаете ее из стороны в сторону, что тоже увеличивается со временем.
Вышеописанные недостатки, прочитавший о них, вряд ли сбросит со счетов. Я не пытаюсь отговорить от покупки данного джойстика, информация выше приведена собственно говоря для справки. Субъективно скажу, что за цену Кугара, а стоит он очень прилично – около 350-400 долларов, механику могли бы сделать и подолговечней. Также скажу, что вполне есть отзывы, когда данный джойстик при разумной эксплуатации проработал 3 года и более, что для джойстика любой марки очень немало и был во вполне нормальном состоянии и далее, хотя нередко уже требовалась замена резисторов. Также, на поздних модификациях Кугара на него стали ставить более слабые центрующие пружины, что положительно сказывается на долговечности его механики.
Здесь, также, я хочу рассмотреть то, что можно сделать, дабы джойстик прослужил долго и не заставил вас пожалеть о покупке. Во-первых, износ механики определяется трением в отдельных микрочастицах на трущихся поверхностях. Иными словам, если поверхности трения хорошо смазаны, то долговечность механики реально может увеличиться в разы. Как ни странно было бы давать такой совет потенциальным покупателям, я бы рекомендовал купить в ближайшем магазине радиодеталей силиконовую демпферную смазку (с названием не ошибетесь, она универсальна и есть в любом магазине), по консистенции это вязкая полупрозрачная жидкость и, открыв корпус основания джойстика, смазать поверхности трения осей X и Y. Место, в котором сходятся оси самого джойстика и механики основания вполне легко определимы. Джойстику это не повредит, а механика его прослужит дольше, причем как вариант, значительно дольше. Хотя, думаю, это очевидно, что при этом можно лишиться гарантии на джойстик. Но это из того, что я бы посоветовал сделать всем покупателям Кугаров. Далее идет то, что по уму было бы тоже очень неплохо сделать, но реально на это идет уже далеко не каждый. Второе, что крайне негативно отзывается на долговечности механики – это сильные центрующие пружины. Чем слабее пружины, тем дольше живет механика джойстика. Если найдете аналогичные установленным внутри пружинам, но более слабые (у меня нет информации, какие конкретно пружины стоят в Кугаре и на что из легкодоставаемого их можно заменить), замените. Это положительно скажется как на долговечности механики, так и резисторов, а также, судя по отзывам, и на эргономике, хотя последнее уже субъективно – кто-то любит мягкую центровку, кто-то наоборот – жесткую. И последний момент: если у джойстика поизносились и начали шуметь резисторы, капните на ось резистора смазку WD 40, которую можно купить в автомагазине, на полгода точность позиционирования будет обеспечена. То, что описано выше, это относится к категории «по уму бы было неплохо сделать», но отнюдь не является обязательным. Есть люди, у кого даже без смазки механики этот джойстик отлично работал в течение трех и более лет, не говоря уже обо всем остальном. Из вариантов «совсем по-уму» я могу назвать покупку цельнометаллической механики для джойстика, благо для Кугара существует уже несколько различных типов самодельной цельнометаллической механики.
Вывод: пожалуй, самый функциональный джойстик из выпускаемых серийно, но дорогой и не без явных недостатков, присущих скорее джойстикам средней ценовой категории. К покупке рекомендован только людям, понимающим, какие этот джойстик имеет недостатки и готовым при случае иметь с ними дело.
LOGITECH
Логитек является производителем достаточно широкого спектра различных компьютерных аксессуаров от недорогих мышей до довольно дорогих и общепризнанно качественных рулей, соревнующихся в продажах с конкурирующими моделями от Трастмастер. Также, в спектр продукции входят и джойстики средней ценовой категории, которые и попадают в данный обзор. Общее впечатление о джойстиках этой фирмы: удобные, довольно функциональные, но, к сожалению, довольно недолговечные в отличие от рулей. Впрочем они также и довольно недорогие и выигрывают в функциональности у аналогичных по ценам моделей Трастмастер. Надо сказать, что джойстики фирмы Логитек, несмотря на не слишком высокое качество, наряду с джойстиками Джениус можно назвать самыми часто встречающимися в магазинах. Они дешевле моделей от Сайтек и функциональнее трастмастеров. В результате часто ни первых, ни вторых в типовой компьютерной лавке не встретишь, тогда как изделия Логитек там встречаются очень часто.
1. Logitech Attack 3
11 программируемых кнопок
удобная симметричная рукоятка, предназначенная как для правшей, так и для левшей
Довольно старый джойстик, имеющий изначально еще подключение через геймпорт (сейчас в комплекте идет USB переходник), который до сих пор достаточно широко встречается в продаже. Эргономичная рукоятка предназначена как для правшей, так и для левшей. Это один из самых дешевых джойстиков средней ценовой категории. Из очевидных плюсов – 11 программируемых с помощью фирменной утилиты кнопок, наличие ролика тяги. Из недостатков – отсутствие хатки и твиста. Последние являются довольно важными элементами в авиасимуляторе, но для джойстика чуть ли не начального уровня даже их отсутствие вполне простительно. Также, функциональность джойстика вполне достаточна для большинства космических симуляторов, которых, впрочем, сейчас на рынке довольно мало, и леталок более простого, чем комплексный авиасимулятор, толка, т.к. наличие как хатки, так и твиста в них довольно необязательно.
К плюсам можно отнести эргономику и количество кнопок, к минусам – не слишком высокую функциональность и недолговечную механику и резисторы.
2. Logitech Extreme 3D Pro
12 кнопок
рукоятка газа
8-позиционный переключатель видов
наличие вращающейся рукоятки (твиста)
возможность назначить одну из кнопок на Шифт для удваивания количества функций
Старшая модель от Логитек. На ней уже нет симметрии для правши и левши, но зато функциональность уже можно смело назвать достаточной для довольно комфортной игры в довольно серьезные авиасимуляторы. Последнее мое утверждение большие любители последних могут обсмеять, но обычно у них уже собрана довольно дорогая система управления, которую словом «джойстик» назвать уже затруднительно, т.е. всегда есть вариант побольше и получше, но для большинства случаев функциональность данной модели можно назвать вполне достаточной.
Джойстик имеет 12 программируемых кнопок, одна из которых удобно располагается на обхвате ручки под большим пальцем, удобную анатомическую рукоять, положив руку на которую можно дотянуться до всех кнопок и хатки на ней при почти любом размере руки. Исключение составляют разве что пользователи еще достаточно юного возраста, чей большой палец может не достать до хатки, когда рука находится на упоре. Также, под рукояткой на основании джойстика располагается рычажок управления тягой и 6 дополнительных кнопок слева от рукоятки. Также, как и почти все джойстики данной ценовой категории, у модели 3D Pro имеется твист рукоятки, на что и намекает приставка 3D. Джойстик является удобным и довольно точным.
Но, как я думаю, вы догадались, я не зря в начале главы, посвященной моделям от Логитек, упомянул довольно невысокую долговечность этих джойстиков. Долговечность, как механики, так и резисторов джойстика является довольно скромной. Уже через месяц плотной эксплуатации могут начать шуметь резисторы. Также, из-за достаточно высокого центрующего усилия также может начать разбалтываться механика. Причем, в плане долговечности этот джойстик заметно уступает более дорогой модели от Сайтек.
Вывод: по совокупным показателям этот джойстик по статусу наиболее близок к «ознакомительному варианту» или к варианту, когда слишком частая игра на нем не планируется. Если его не использовать интенсивно, то и долговечность вряд ли вызовет нарекания, а функциональность джойстика, тем не менее, является одной из наиболее высоких для моделей данной ценовой категории. Но если есть желание серьезно заняться игрой а авиасимы, то я бы порекомендовал обратить внимание на продукцию Сайтек.
Также, есть модель Freedom 2.4 Cordless. Это аналог модели Extreme 3D Pro в беспроводном варианте. По сравнению с проводной моделью он имеет только 10 кнопок против 12 у Extreme 3D Pro. Питание осуществляется с помощью аккумуляторов. В остальном он аналогичен проводному варианту.
3. Logitech Force 3D Pro
набор функций модели Extreme 3D Pro
механизм обратной связи
Данная модель является самой старшей от Логитек. По внешнему виду и функциональности она полностью повторяет модель Extreme 3D Pro, но имеет также функцию обратной связи. Я уже неоднократно писал выше про модели джойстиков с обратной связью, говоря о вариантах от Сайтек и Трастмастер, поэтому не буду повторяться снова. Этот джойстик унаследовал все достоинства Extreme 3D Pro. Еще можно добавить только то, что он не является часто встречающимся, т.к. цена моделей с обратной связью существенно выше, чем у оных без нее. Но даже несмотря на небольшую статистику по джойстикам с обратной связью от Логитек есть информация, что он является более долговечным, чем его младшая модель.
Вывод: как и все джойстики с обратной связью – на любителя. Относительно низкой цене джойстика и его функциональности противопоставляется несколько сомнительная репутация фирмы Логитек как производителя джойстиков.
GENIUS
Так же, как и Логитек, фирма Джениус производит довольно широкий спектр аксессуаров для компьютеров. Джойстики от Джениус являются самыми дешевыми из рассматриваемых в этом обзоре. Моделей всего три и с функциональной точки зрения они являются несколько упрощенными вариантами моделей от Логитек. Рукоятки джойстиков удобны. В плане же надежности и качества электроники они являются самыми «дешевыми» из представленных в обзоре. Механика и резисторы всех моделей очень недолговечны. У большинства пользователей шумы резисторов начинались уже через несколько недель эксплуатации, за которыми обычно следовали люфты механики. В данный обзор они попали в основном по причине довольно широкой их распространенности на витринах компьютерных фирм.
1. Genius Flight 2000 (Maxfire) F16
4 программируемые кнопки
регулятор тяги
Младшая из моделей Джениус, снабженная 4 кнопками и регулятором тяги. Подключение – геймпорт. В данный обзор он попал только по причине малого количества джойстиков у данного производителя. Относится к самой низкой ценовой категории. К покупке можно рекомендовать только для ознакомления с симуляторами и выяснения для себя, есть ли дальнейший интерес в данной области. При его цене это может быть вполне оправданным.
2. Genius Flight 2000 (Maxfire) F23
8 программируемых кнопок
регулятор тяги
ротативная ось на тыльной стороне
8-позиционная хатка
Данный джойстик подключается по USB. В отличие от F16 имеет большее количество кнопок и хатку обзора. В остальном мало чем от него отличается. Твист рукоятки отсутствует. Вместо него на тыльной стороне находится не центрующийся ролик, который можно использовать для контроля рулей направления, хотя из-за отсутствия центровки использовать его для этих целей довольно неудобно. Использование джойстиком цифрового USB подключения тоже является довольно спорным плюсом. Дело в том, что контроллер, преобразующий аналоговый сигнал о положении рукоятки имеет очень высокую дискретность. Против 256 значений для типового джойстика он располагает всего порядка 20 значениями, что является очень низким и не может обеспечить точного управления на данном джойстике, тогда как даже аналоговое подключение через геймпорт может обеспечить куда более высокую точность из-за более качественного преобразователя сигнала геймпорта. Сам джойстик же при большей цене является таким же недолговечным, как и его младший аналог. Как и предыдущую модель, могу порекомендовать только для нечастого использования или ознакомления, т.к. цена джойстика в сравнении с конкурентами довольно низкая.
3. Genius MaxFighter F31U Vibration
11 программируемых кнопок
регулятор тяги
8-позиционная хатка
виброотдача
Старшая модель от Джениус. Рукоятка и основание джойстика явно позаимствованы у модели Sidewinder Precision Pro от Майкрософт. Кроме большего количества кнопок этот джойстик, в отличие от остальных моделей Джениус, имеет вибромотор, добавляющий обратную связь в играх, ее поддерживающих и цифровое подключение по USB интерфейсу. Минусом является отсутствие твиста рукоятки, хотя в данной ценовой категории практически все джойстики его имеют и такая же высокая дискретность контроллера, как и на предыдущей описанной выше модели, которая выражается в том, что рукоятка может «принимать» довольно малое количество значений по осям – около 20 против 256 на большинстве джойстиков. Единственным очевидным плюсом этой модели является наличие на нем механизма виброотдачи, являющимся младшим братом обратной связи и наличием большего количества кнопок, чем у большинства джойстиков этой ценовой категории (кроме Extreme 3D Pro от Логитек). В остальном, является неточным по причине дискретности контроллера и недолговечным.
Автор: Погудин Игнат aka Harh
E-mail: harh@mai.ru
Опубликовано: 21 марта 2007 г.
Компания Logitech давно не выпускала контроллеров для виртуальных пилотов, посему свеженький анонс должен порадовать любителей авиа симуляторов. Flight System G940 состоит из трех компонентов: джойстика с обратной связью, парных рычагов управления двигателями и педалей рулевого управления. Кстати кнопки можно запрограммировать на 250 вариантов действий..