РУКОВОДСТВО ПО БОЕВОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ПЕ-2
Учебное пособие для летного состава Авиадивизии =У2=
(для служебного пользования)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Представляем Вашему вниманию руководство по боевому применению Пе-2 в авиасимуляторе Ил-2, составленное коллективом авторов во главе с командиром бомбардировочного полка =У2= Георгичем (=U2=Georgich), для подготовки летного состава сквада =У2=. Данное Руководство обобщает обширный боевой опыт эксплуатации Пе-2, накопленный БАП =У2= на сервере АДВ.

Руководство создано для использования в игре Ил-2 версии 4.05, рекомендации по бомбометанию даются на примере бомбардировки одной из ранних моделей стандартного склада АДВ образца 2006г.

В случае, если у Вас есть какие либо вопросы, пожелания или комментарии по поводу данного руководства или нашего сквада =У2=, вы можете направлять их на адрес электронной почты: u2squad@gmail.ru. Вы также можете посетить наш сайт =У2= по адресу http://www.u2squad.ru или на наш форум http://forum.u2squad.ru.

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Во время великой отечественной войны Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком. Всего было построено 11 247 Пе-2 всех модификаций – больше, чем любых других советских бомбардировщиков. Эти самолеты участвовали в сражениях на всех фронтах, применялись сухопутной и морской авиацией в качестве бомбардировщиков, истребителей, разведчиков. Пе-2 был разработан группой конструкторов под руководством В.М.Петлякова в ЦКБ-29. Первый вылет совершил в 1940 г., в том же году был запущен в серийное производство.

Цельнометаллический низкоплан с разнесенным вертикальным оперением. В носовой части фюзеляжа нижняя остекленная плоская поверхность для обеспечения обзора вниз летчику и штурману, который сидел за летчиком со сдвигом вправо. Топливные баки мягкие протектированные, расположенные в фюзеляже, центроплане и консолях крыла. Перед кабиной летчика два неподвижных пулемета, первоначально ШКАС, затем первый пулемет заменили на один ШКАС (позднее УБТ) для обстрела верхней части задней полусферы: 200 градусов по горизонту и 56 по вертикали. За крылом два пулемета стрелка радиста: люковый ШКАС (потом УБТ) в полу вниз - назад и бортовой ШКАС на лафете, перекидывающемся с одного борта на другой. В фюзеляже бомбовый отсек по четыре ФАБ-100, иногда занимаемый вместо бомб топливным баком. Под центропланом на наружной подвеске четыре ФАБ-250. Также в мотогандолах отсеки для одной ФАБ-100 в каждой. Нормальная бомбовая нагрузка 600кг., с перегрузкой – 1000кг. И более. Со 179-й серии стали устанавливать в хвостовой части фюзеляжа держатель ДАГ-10 на 10 гранат АГ-2 для защиты самолета при нападении противника с хвоста. Самолет оборудован бомбовым прицелом ОПБ-1, автоматом пикирования и тормозными решетками.

Более подробно:
airwar.ru
base13.glasnet.ru
 
Управление корректором двигателей
Пе-2 1, 84 и 110 серий:
Смесь необходимо переключить на 80% на высоте не выше 4 600м.

100% - 3200м.
80% - 4600м.
60% - 6300м.
40% - 8400м.

Пе-2 359 серии:
Смесь необходимо переключить на 80% на высоте не выше 3 150м.

100% - 1650м.
80% - 3150м.
60% - 4850м.
40% - 7000м.
20% - 9800м.

Переключение нагнетателей двигателей
Пе-2 (1, 84 м 110 серий):
Нагнетатель необходимо переключать на вторую ступень на высоте 3100м.

Пе-2 (359 серии):
Нагнетатель необходимо переключать на вторую ступень на высоте 2800м.

Расход топлива на различных модификациях Пе-2
(рассчитывалось на тяге 99%, без форсажа, на высоте 500 метров)

*-округление, приблизительные значения

*-на Пе-2, 1 серии топливные баки непротектированные, поэтому топливо вытекает из поврежденных топливных баков очень быстро.

Рекомендуется брать 100% топлива на самолетах 1 серии.

 

Вооружение Пе-2 в игре ИЛ-2

 

Бомбовая загрузка:

(на всех модификациях одинаковая)

  • 6 по ФАБ-50

  • 6 по ФАБ-100

  • 2 по ФАБ-250

  • 2 по ФАБ-250 и 2 по ФАБ-100

  • 4 по ФАБ-250

  • 2 по ФАБ-500

  • 2 по ФАБ-500 и 2 по ФАБ-250

 

Стрелковое вооружение

(управляется игроком курсовое оружие и турельный пулемет с места штурмана):

 

Пе-2 1940г., 1 серии:

Вооружены 4 ШКАС: 2 курсовыми, 1 у штурмана и люковый у стрелка-радиста. Боекомплект штурмана – 750 патронов.

 

Пе-2 1940г., 84 серии:

Вооружены курсовыми 1-ШКАС и 1-УБК(12,7мм.), 1-УБК у штурмана и 1-УБК люковый у стрелка-радиста. Боекомплект УБК штурмана – 200 патронов.

 

Пе-2 1942г., 110 серии:

Вооружены курсовыми 1-ШКАС и 1-УБК(12,7мм.), 1-УБТ(12,7мм.),  у штурмана (с более совершенной турелью, чем ранних сериях) и 1-УБК люковый, 1 бортовой ШКАС у стрелка-радиста. Боекомплект УБТ штурмана – 200 патронов.

 

Пе-2 1944г., 359 серии:

Вооружены курсовыми 1-ШКАС и 1-УБК(12,7мм.), 1-УБТ(12,7мм.) у штурмана и 1-УБК люковый, 1 бортовой ШКАС у стрелка-радиста. Боекомплект УБТ штурмана – 200 патронов.

 

Пе-3

 

Пе-3 построен на базе первой модификации Пешки. Передняя часть фюзеляжа у него непрозрачная, цельнометаллическая, стрелок-радист как и бомбовый прицел отсутствуют.

 

Бомбовая загрузка Пе-3 гораздо скромнее, как и полагается тяжелому истребителю. 2 по ФАБ-50 или 2 по ФАБ-100. Однако для истребителя у Пе-3 довольно слабое стрелковое вооружение, два курсовых 12.7мм. УБК и один турельный 7.62мм. ШКАС у штурмана.

 

Бомбовая загрузка Пе-3бис посолиднее:. 2 ФАБ-50 или 2 ФАБ-100 и 3 ФАБ-50. Вооружение: 2 - 20мм. пушки ШВАК и 2 – УБК, у штурмана УБТ-12,7 мм.

 

Приборы самолета Пе-2 в игре


Управление самолетом
Сперва я приведу раскладку клавиатуры – назначение клавиш, которые участвуют в бомбометании.

 

Взлет:

  • Газ на руль

  • Нажимаете быстро (<,I,>,Alt+<) Все! Движки завелись. Подождите 20-40 секунд до выхода двигателей на номинальные обороты.

  • Выруливаем на взлетную полосу, фиксируем заднее колесо. Триммер вверх (стрелка вниз) на пятнадцать щелчков (нажатий клавиш). Теперь самолет сам оторвется от земли по достижению нужной скорости. Увеличиваем тягу до 110%! Поехали!

  • Ручкой управления елозить туда-сюда не нужно. Она должна стоять в центре и отклоняться только для правки крена. Щелкайте триммерами высоты.

     

    ВАЖНО: При наборе высоты оптимальная скорость 230 км./ч. (проверенно, не сомневайтесь). Если скорость 240  триммер один щелчок вверх. Если мало  еще. И так пока скорость не упадет до нужных нам 230 км./ч. Если скорость меньше 230 км./ч.  триммер высоты вниз. Самолет чуть опустит нос и начнет набирать скорость.

     

    5.  Триммера направления трогать не надо, они и так нормально стоят. Триммируйте только крен, по 1-2 щелчка, чтобы самолет не заваливался.

    6. На высоте 3 100 м. включите 2-ую ступень нагнетателя (на 359 серии – на 2 800 м.). Обедните смесь до 80% на высоте 4500 м. (на 359 серии – на 3100м.). Смесь до 60% на 359 серии на 4800м., на ранних стадиях – на 6300м. (точные расчеты регулировки корректора и нагнетателя смотрите выше). Оптимальный режим тяги 105% при открытом радиаторе. Радиатор откройте. Будет греться – уберите немного газ и все.

     

    Бомбометание:

     

    Общие рекомендации:

     

    Максимальная высота бомбометания 6000м. На большую высоту прицел не рассчитан.

     

    ВАЖНО: Увеличение (оптическое) прицела на Пешке гораздо меньше, чем на других бомберах. В прицеле хорошо видно машинки и танки. Так что можно ходить на колонны! Наилучшая скорость на Пешке по нашим исследованиям достигается на высоте 4600-4700 метров. Лучше всего с этой высоты и бомбить. Можно и выше.

     

    Настройка прицела ОПБ-1 на боевом курсе

     

  • По достижению нужной вам высоты, включите автомат горизонтального полета.

  • Приблизьте взгляд и посмотрите по приборам показания высоты и скорости. Не садись на место бомбардира, вводим сначала высоту, а затем скорость (истинную).

 

Как определять истинную скорость?

 

Истинную скорость смотрим по таблице истинных скоростей или по программе Bombsight Table 2 (Обратите внимание – эта утилита остается поверх экрана ИЛ-2, даже когда игра запущенна. Кнопками Shift+Pause|Break можно сделать её видимой или не видимой).

 

Например: газ 100, радиатор открыт, высота 5950. На этой высоте скорость по прибору будет 310 км./ч., что соответствует истинному значению 432 км./ч.

 

Высота +/- 200 м. практически не имеет никакого значения.

 

Для тех, у кого под рукой есть калькулятор:

1000м. – истинная скорость на 10% больше чем по прибору.

2000м. – на 15%

3000м. – на 20%

4000м. – на 25%

5000м. – на 30%

6000м. – на 40%

 

3. Садимся на место бомбардира, поднимаем прицел градусов на 60-65, смотрим вперед. Можно посмотреть им вправо и влево (+/- 45 градусов) очень удобно.

 

4. Видим цель! Доворачиваем триммерами направления на цель. Если отклонились слишком сильно, отключайте автомат горизонта и доворачивайте вручную. Довернули – включите автомат горизонта, подправьте значения высоты и скорости. Подправьте курс на цель триммерами направления и держите все время на линии прицеливания.

 

ВАЖНО: Самолет довольно слабо реагирует на триммера направления, так что смело щелкайте их по 10-20 и более раз в нужном направлении. Очень удобно считать по 5 или по 10. Я всегда считаю, сколько раз щелкнул триммером в каком-то направлении. Как самолет повернет на цель, быстро щелкайте столько же раз обратно. Вот и все.

 

5. По мере приближения опускайте прицел. Петелька по краю прицела будет двигаться влево к треугольничку.

 

6. Внимание: Как только треугольничек окажется в центре петельки – прибор выставлен на бомбометание. Целиться нужно по верхней границе кружочка который в центре. Если вы сейчас нажмете сброс, то бомбы упадут туда, куда указывает «центр прицела».

 

Особенности бомбометания с больших высот

 

При бомбометании с большой высоты у ПЕ-2 имеется мерзкая особенность делать перелет, даже если все выполнили правильно. Засим предлагаю посмотреть скрин как надо выставлять прицел для бомбежки с больших высот (на примере АДВ образца 2006г.). Там все понятно:

Важно: Сразу хочу сказать, что бомбить с горизонта с большой высоты нужно по заранее разведанной цели, иначе просто не успеете довернуть, когда увидите её в прицеле.

 

Бомбометание с пикирования

 

Перед пикированием на хорошо защищенную цель лучше забраться повыше (к примеру, на высоту 6-7 км.) чтобы снизить риск попадания зениток. Перед пикирование нужно сбросить триммера в ноль. Желательно затем вернуть триммер руля направления вправо (17 щелчков вправо).

 

Наши пилоты используют два метода пикирования:

 

Первый метод: Смотрим через стекло вниз. Видим склад. Как только он пройдет нижний горизонтальный переплет остекления – 0, радиатор закрыть, тормоза выпустить. Падаем вниз. (Можно через нос, а можно как Штука с переворотом).

 

ВАЖНО: Целиться нужна по нижнему обрезу прицела. Включать взгляд, чтобы был виден весь прицел совсем не обязательно. Нижний обрез прицела и так видно, а заодно и высотомер.

 

Бросаем бомбы с наибольшей возможной высоты, желательно не ниже 3,5-4 км.

 

Второй метод (для опытных пилотов): Переворот через крыло при попадании цели в бомбовый прицел под углом 5 градусов на высоте 6000м. Нагнетатель 1, тяга 100% (необходимо следить за скоростью, чтобы не допустить флаттера!), без тормозов. Прицел (курсовой) на максимальное приближение, иначе цель возможно будет тяжело увидеть. Ловим в прицел цель. Если пикирование 90гр. – точно. Если угол пикирования больше 90гр. – если слишком рано сделали переворот или поздно «от себя вниз», то надо держать цель «ниже» перекрестия прицела, если угол меньше 90гр., то надо целиться выше перекрестия прицела

 

Если не делать переворот – все тоже. Но в начале пикирования газ в 0 и выпустить тормоз, если он выпущен то самолет сам выйдет в горизонт. Но лучше выводить в ручном режиме. Если при выходе с включенным автоматом ваш самолет будет серьезно поврежден зениткой – штопор будет вам обеспечен и на низких высотах можно не успеть выйти, особенно если в спешке вы забудете выключить автомат горизонта, а автомат горизонта на Пешке из штопора вас естественно не выведет. Тоже относится и при полете под атакой. При попадании крупных калибров возможно закручивание в штопор. Поэтому, при атаке и выходе из пике лучше управлять самолетом самому.

 

Атака кораблей топмачтовым методом

 

Подходим на высоте 3000м. Когда корабль появится в нижнем остекленении – тяга 110%, пологое пикирование перед целью с набором максимальной скорости (нагнетатель на 1 ступень). Выходим в горизонт на высоте 20-50м. на дальность 500м. В начальной точке выхода из пике выпустить тормоз (легче целится, скорость упадет незначительно, а угроза флаттера значительно снизится). Сброс бомб топмачтовым методом на расстоянии 50-150м. и уход в горизонте. После сброса бомб нужно убрать тормоз. Перевалить через корабль и уходить низко (20м.) на случай промаха на максимальной скорости с целью быстрого выхода из зоны обстрела.

 

Возвращение на базу

 

После бомбежки открываем радиатор, газ в пол и поехали до дому, до хаты. Если высота после выхода из атаки более 2000м., то можно сразу начинать плавный набор высоты. Освобожденная от груза Пешка лезет вверх как ошалелая. Поддерживая в наборе скорость 230 км./ч. По прибору можно запросто за короткий срок залезть на 9000м. и выше и спокойно пилить домой, помахивая ручкой синим внизу. Но можно не лезть так высоко, а набрать высоту до второй границы видимости, на которой Пешка развивает максимальную скорость.

При выходе из атаки на высоте ниже 2000м. – лучше отойти подальше от зениток в горизонте или даже снизится и только потом начать набор высоты. В случае если вероятно появление истребителей противника, лучше после атаки включить автомат горизонта, чтобы максимально быстро уйти от опасного места.

 

Повреждения двигателей и баков

 

«Мы летим ковыляем во мгле,

Мы к родной подлетаем земле

Бак пробит, хвост горит и машина летит

На честном слове и на одном крыле»

 

При выходе из строя одного двигателя нужно выставить для него шаг винта в ноль (%) и закрыть радиатор (для уменьшения сопротивления воздуха). И тянуть на рабочем моторе с открытым радиатором и тяге 100%. На одном моторе на автомате горизонта Пешка очень медленно теряет высоту и можно еще далеко лететь, если есть достаточный запас высоты, топлива и «живой» двигатель в хорошем состоянии. В принципе, можно пролететь 150-300км. и вернуться домой, ну или провисеть в воздухе до окончания миссии (максимум – 4 часа). При этом расход топлива понижается в 2 раза и на 25% топлива Пешка висит в воздухе почти час.

 

Пешка первых серий практически не теряет высоту на одном движке. Только есть одна хитрость – триммер руля высоты необходимо выставить в крайнее положение вверх. Поздние серии хуже держат высоту на одном движке, но достаточно, чтобы дотянуть домой. Следует учесть, что закрылки не помогают, поскольку после их выпуска происходит потеря скорости, что нивелирует действие закрылок. Одного двигателя достаточно для полета с выпущенными закрылками. Кроме того, необходимо компенсировать триммером руля направления отклонения самолета от курса.

 

Можно переходить на режим полета с одним движком для экономии топлива, когда пробоины в баках затянулись, но запаса топлива недостаточно для того чтобы дотянуть до базы (провисеть в воздухе). Даже 359 серия при малом количестве топлива в баке теряет высоту очень не охотно.

А 1 и 84 серии при крайнем положении триммера руля высоты вверх потихоньку набирают высоту.

 

Данные тестирования (высота в начале – 2000м., запас топлива 25%):

  • Время полета 55-60 мин.

  • Дальность полета 270-300 км.

  • Потеря высоты 0-400 м.

  • Время планирования без топлива 5-6 мин.

  • Дальность планирования без топлива  13-16 км.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Ну, вот собственно и все, ребята. Удачных Вам полетов и бомбометаний! Получайте удовольствие на полную катушку!
С уважением,
=U2=Georgich, Командир БАП
=U2=Chibis, инструктор ШБП
=U2=Pushkin, Командир дивизии
=U2=Term, инструктор ШБП

БИБЛИОГРАФИЯ:

Представляем Вашему вниманию подборку исторических материалов по Пе-2 и его боевому применению в реальных условиях, а также мемуары летчиков и интервью с пилотами, которые воевали на Пе-2 в Великую Отечественную войну. Подборка доступна на нашем форуме по адресу: forum.u2squad.ru на сайте u2squad.ru.

1.       Самолет Пе-2
2.       Самолет Пе-2//В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950
3.       Стальная эскадрилья // Жолудев Л.В.Мемуары пилота, прошедшего всю войну на СБ, потом на Пе-2.
4.       Пикировщики // Цупко П.И.
5.       В небе Балтики // Калиниченко А.Ф. Отличная книга летчика из знаменитого 12-го ГБАП КБФ.
6.       Интервью с гвардии майором Аносовым А.П., летчиком 12-го ГБАП КБФ
7.       Интервью с Пунёвым Т.П., летчиком 36-го Гвардейского орденов Суворова и Кутузова, Берлинского бомбардировочного полка
8.       Интервью с Поповой Л.Л., штурманом 125-го гвардейского Борисовского орденов Суворова и Кутузова БАП имени Героя Советского Союза Марины Расковой.
ПОПУЛЯРНЫЕ САЙТЫ
CR 2005 © RM 2020 AlexMD